Цифровая образовательная среда (ЦОС) в школе: что это такое, эксперимент по внедрению в 14 регионах РФ с 1 сентября 2020 года

  • С 1 сентября 2020 года Минпросвещения будет тестировать внедрение в российских школах цифровой образовательной среды (ЦОС) – единого образовательного пространства для учителей, учеников и их родителей; эксперимент пройдёт в школах 14 регионов России.
  • Возможности цифровой образовательной среды планируется апробировать в следующих регионах: Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область – Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.
  • Как поясняли ранее в Минпросвещения, эти регионы «проявили инициативу участия и уже ведут соответствующую подготовительную работу».
  • В ходе эксперимента будет отработан перечень необходимых материально-технических условий, которым должна соответствовать современная школа, таких как наличие и скорость интернет-соединения, локальные сети в школе, требования к технике в школе (компьютеры, планшеты, Wi-Fi).
  • «Речь идет не о замене одного вида обучения, – очного – другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например, материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны», – отметил министр просвещения Сергей Кравцов.

«Дистанционное обучение, на которое в связи с эпидемией одномоментно перешли все российские школы в конце прошлого учебного года, высветило зоны, требующие существенного улучшения в техническом и материальном оснащении. На выравнивание ситуации и направлена данная работа», – поясняют в министерстве.

Среднее образование и коронавирус

Учебный год в 2020 году решено начать очно, однако каждый регион будет действовать в соответствии с ситуацией на фоне распространения коронавируса.

В случае ухудшения обстановки школы должны предусмотреть возможность перехода на дистанционное обучение. Учебным заведениям рекомендовано не устраивать массовые мероприятия, а факультативы проводить онлайн. Например, в Москве школьники смогут учиться удалённо, если такое решение примут родители. Для этого нужно написать заявление классному руководителю.

В случае если в процессе очного обучения у ребенка будет обнаружен коронавирус, класс уйдет на дистанционку. Если заболевание будет у педагога, на карантин уйдут несколько классов, с которыми он контактировал.

Как сообщает Минпросвещения, школы, учащиеся и педагоги благодаря цифровой образовательной среде получат:

  • доступ к высокоскоростному Интернету для занятий в школе;
  • доступ к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, способствующих расширению и углублению предметных знаний;
  • цифровые решения, позволяющие ребенку, по каким-либо длительным причинам не имеющему возможности посещать школу (болезнь или иное), быть на связи с классом и учителем во время урока;
  • интеграцию государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС;
  • возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий;
  • автоматизацию процессов внутри школы для разгрузки педагогов от излишней бумажной работы с отчетами.

Цифровая образовательная среда (ЦОС) в школе: что это такое, эксперимент по внедрению в 14 регионах РФ с 1 сентября 2020 годаИнфографика (с) «Будущее России. Национальные проекты»

Подробнее об эксперименте D-Russia.ru писал здесь.

По словам Кравцова, в рамках ЦОС создается государственная информационная система, суперсервис ГИС «Моя школа». Она будет включать большой объем информации от всех российских школ, объединит сразу несколько сервисов и баз данных.

Это создаст все условия для того, чтобы дети и родители смогли без лишних проволочек и очень оперативно получать необходимую информацию и решать вопросы своего взаимодействия с учителем, со школой и всей системой образования с минимальными потерями времени и сил. Это и прием в детские сады и школы, информация о текущей успеваемости, а также о промежуточной и итоговой аттестации, запись в кружки и секции и многое другое.

Все это будет работать «в связке» с региональными электронными системами. Основные услуги (например, запись в школу) будут выводиться в раздел «Моё образование» портала госуслуг.

«Это действительно большие данные, которые сейчас разрознены – на разных уровнях они дублируются и не используются.

И мы ставим задачу, решение которой займет не один год, – трансформировать государственное управление на основе больших данных.

Таким образом мы усилим государственную аналитику, что позволит существенно повысить и качество проработки управленческих решений и в конечном счете – качество образования», – сказал министр.

Цифровая образовательная среда позволит снизить «бумажную» нагрузку на учителей и школы, за счет автоматизации сбора данных и формирования отчетов, собирать данные от школ автоматически. «В последние годы мы все чаще стали замечать, что из-за отчетности, административно-организационной нагрузки вопросы содержания образования стали уходить на второй план.

Мы стали забывать, что образование прежде всего это те, кто учит, и те, кто учится. Если в школе до 80% отчетов уходят по разным проверяющим организациям, не связанным с образованием, а существенная часть из них при этом дублируют запрашиваемую информацию – это не должно быть головной болью педагога.

Эту ситуацию надо менять, и благодаря цифровым возможностям мы сможем это сделать», – считает министр.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Юрий Афонин: Эксперимент по развитию в школах «цифровой образовательной среды» не должен обернуться внедрением «дистанционки»

Цифровая образовательная среда (ЦОС) в школе: что это такое, эксперимент по внедрению в 14 регионах РФ с 1 сентября 2020 года

Афонин Юрий Вячеславович

Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы

Все, кто так или иначе причастен к школе, будут вспоминать весну 2020 года как жуткий сон. Перевод в связи с эпидемией коронавируса российских школ на дистанционное обучение стал настоящим бедствием.

Сразу стало ясно, что дистанционное обучение отнимает гораздо больше времени у всех – и у педагогов, и у школьников, и у родителей, которые оказались вынуждены помогать своим детям с выполнением домашних заданий.

Поскольку одновременно миллионам россиян пришлось перейти на удаленную работу, жизнь во многих семьях превратилась в кошмар. Помнится, в 2008 году правительство в рамках так называемой «Стратегии-2020» пообещало средней российской семье к нынешнему году квартиру площадью в 100 кв. метров.

Но, конечно, это обещание, как и многие другие, оказалось невыполненным. Поэтому порой 3-4 человекам приходилось учиться и работать дистанционно, сидя в одной комнате.

Дали себя знать и нехватка компьютеров, и проблемы со связью.

В особенно отчаянном положении оказались бедные многодетные семьи, где, конечно, не только нет отдельного компьютера на каждого ребенка, но зачастую детям ходить не в чем.

А в сельской местности дошло до того, что школьники залезали на деревья и вышки сотовой связи, чтобы хоть так повысить скорость интернета и получить или отправить учебные задания.

Почувствовав, какой взрыв негативных эмоций вызвало в обществе дистанционное обучение, президент России счел нужным заверить, что после окончания эпидемии дистанционное обучение не вытеснит очное.

Но вот появляется проект постановления правительства о неком эксперименте в 14 регионах. В документе многократно упоминаются «дистанционные образовательные технологии» и «электронное обучение». А «развитие системы организации обучения» с помощью таких технологий названо в числе задач, решаемых в рамках создания «цифровой образовательной среды».

Конечно, в ответ на острую реакцию общества в Министерстве просвещения поспешили заявить, что эта «цифровая образовательная среда» не станет заменой очному обучению. И пообещали, что 1 сентября во всех школах страны дети сядут за свои парты.

Но вот в чем дело. «Оптимизация» образования, которую российская исполнительная власть упорно проводит уже более десяти лет, много раз сопровождалась обманом. Напомню, по какой технологии в России были ликвидированы тысячи школ в небольших населенных пунктах.

Закон запрещает закрывать школы без решения сельского схода. Но этот запрет чиновники обходили так: школу делали «филиалом» другой школы. При этом учителям и родителям в глаза врали, что это «чисто организационный вопрос».

Потом филиал закрывали, а по закону мнение схода на эту процедуру испрашивать необязательно, так как филиал – не школа.

При этом вектор у «оптимизации» образования всегда один – сэкономить. «Дистанционка» – тоже способ сэкономить. Стоит ли удивляться, что российские граждане сегодня воспринимают любые новости об «инновациях» в сфере образования примерно так, как жители Малиновки – «программные заявления» пана атамана Грициана Таврического: будут грабить.

Понятно, что с 1 сентября 2020 года школьников в этих 14 регионах на дистанционное обучение не переведут. Но лазейкой для постепенного и ползучего введения «дистанционки» это «цифровое» постановление правительства вполне стать может. Тем более легко это сделать, запугивая общество второй, третьей и так далее «волнами» эпидемии.

Мы намерены самым тщательным образом следить за этим экспериментом по внедрению «цифровой образовательной среды». Хочу призвать всех учителей и всех родителей немедленно информировать нас, то есть депутатов-коммунистов и парторганизации КПРФ в регионах, о любых попытках замещать очное обучение в школах «дистанционкой».

Школьников ожидает эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды

В апробации примут участие 14 регионов, при этом к 2024 году такая модель должна появиться во всех субъектах страны 

Читайте также:  Детские пособия в Костроме и Костромской области - размер, условия, документы для получения

В России с 1 сентября 2020 года планируется провести двухгодичный эксперимент по внедрению в российских школах и колледжах цифровой образовательной среды. Инициатива исходит от Министерства просвещения РФ. Известно, что проект уже опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. 

Что такое цифровая образовательная среда (ЦОС)? Это совокупность условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, которые обеспечивают освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Так говорится в документе проекта. 

По задумке, эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых продлится до 31 декабря 2022 года.

При этом для апробации отобрано 14 регионов — это Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области, Алтайский и Пермский края, а также Ямало-Ненецкий автономный округ. Кировской области тут нет.

Но в рамках проекта предполагается, что к 2024 году целевая модель ЦОС будет внедрена по всей стране.

При этом в Министерстве просвещения дают пояснения: цифровая образовательная среда не равна дистанционному образованию. Это значит, что с началом нового учебного года все школьники будут обучаться в привычном режиме. Тогда же начнется эксперимент по внедрению в школах и колледжах цифровой образовательной среды.

В частности, проект предполагает создание учебных материалов в электронном виде (видеоуроки, упражнения); к цифровой образовательной среде подключат и административные сервисы. Речь идет об электронном журнале и документообороте, записи в библиотеку и финансово-хозяйственное планировании, учете достижений и расписании.

 

— Речь идет не о замене одного вида обучения, — очного — другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны, — отметил министр просвещения Сергей Кравцов.

Благодаря цифровой образовательной среде учащиеся и школы получат:

  • доступ к высокоскоростному интернету для занятий в школе;
  • доступ к набору электронных образовательных сайтов и сервисов для расширения предметных знаний;
  • решения, в случае, если ребенок не имеет возможность посещать школу, быть всегда на связи с классом и учителем;
  • интеграцию государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС;
  • возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий;
  • автоматизацию процессов внутри школы для разгрузки педагогов от излишней бумажной работы с отчетами.

Как дополнили в Минпросвещения, ЦОС создает условия в традиционной классно-урочной системе с применением возможностей электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с возможностью использовать электронные информационные и образовательные ресурсы.

Новый проект, как считает директор Вахрушевской школы Слободского района Игорь Олин, вполне реалистичный и современный, а в нынешних условиях он необходим. 

Цифровая образовательная среда (ЦОС) в школе: что это такое, эксперимент по внедрению в 14 регионах РФ с 1 сентября 2020 года

— Цель проекта — создание и апробация цифровой образовательной среды и обеспечение возможности использования ЦОС на постоянной основе на всей территории  страны — внушает осторожный оптимизм. Всегда приятно, если что-то делает работу удобнее. 

При этом руководитель школы уточнил, что в начале цифровизации возникали трудности, которые могут появиться и в новых условиях:

— Помню время, когда сначала в школе появились первые компьютеры, был проведен интернет, и одной из задач тогда провозглашалось освобождение педагогов и администрации от излишней бумажной работы, бюрократизма, высвобождение времени для творчества и самообразования.

Увы, информатизация на практике привела к невиданному росту отчетности, валу информационных запросов, постоянному отвлечению школьного руководства и учителей от вопросов, непосредственно связанных с обучением и воспитанием. Поэтому риски тоже существуют, все хорошо в меру.

 

По поводу цифрового «контента» (такое определение прописано в проекте) Игорь Витальевич отзывается однозначно положительно. Однако определяющим условием становится качество материалов:

—  Никто не откажется от качественного видеоматериала, чтобы периодически использовать его на занятиях. В действительности сейчас лишь видимость большого выбора подобных уроков, многие из них низкого качества, найти подходящие фрагменты (говорю как учитель истории), чаще всего, невозможно. 

Значительные плюсы видятся и в цифровизации административных сервисов. Как сообщил руководитель, учителя Вахрушевской школы, как и большинства школ области, уже  отказались от ведения бумажных журналов, в частности, они пользуются электронным на портале «Дневник.ру». 

— Электронный журнал удобен, прост, понятен, многофункционален, экономит силы и время. Здесь немало возможностей и для документооборота, но пока мы предпочитаем либо общую электронную почту с разделами, либо обмениваемся документами, информацией и поручениями в «Виртуальной учительской» в соцсети.

Финансово-хозяйственное планирование осуществляется исключительно в электронных сервисах, специальных программах. Если появится возможность дистанционно записаться в библиотеку, то хуже тоже не станет.

Над переводом учета достижений в электронный формат мы работаем в этом году: сделали вариант по педагогам, а студенты-практиканты с факультетов соответствующей направленности трудятся над базой данных по ученикам. Если цифровая среда предложит удобные, качественные сервисы, то, конечно, будем использовать и их.

Расписание уроков пока составляется вручную, хотя существуют разные платные программы (но жалеем денег, которых всегда не хватает). 

Отметим, что в рамках нового проекта школы регионов-участников будут оснащены высокоскоростным интернетом не менее 100 Мб/с в городской местности и не менее 50 Мб/с в сельской местности. Существенным плюсом станет приобретение компьютеров, программного обеспечения и презентационного оборудования.

unsplash.com

Через цифру – к знаниям — МК

10 декабря в 15 регионах страны в рамках нацпроекта «Образование» стартовал масштабный эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС). Главная цель федерального проекта – обеспечить всем школьникам право на качественное и конкурентоспособное образование, независимо от места проживания.

В рамках проекта  российские школы, в том числе в удаленных регионах страны, будут оснащены современным оборудованием и высокоскоростным Интернетом. А специальные цифровые сервисы и программы помогут педагогам сделать процесс обучения более качественным и интересным для учащихся.

Мы выяснили, как изменится школьное образование в ближайшем будущем.

Пандемия, с которой в 2020 году столкнулся весь мир, показала, что цифровизация – непременное условие современного и качественного образования.

Конечно, дистанционное обучение, с которым всем нам пришлось познакомиться во время карантина, – мера вынужденная и временная.

Однако в наш век высоких технологий эффективное и качественное очное обучение невозможно без современных технологий и новых цифровых сервисов.

Важно понимать, что внедрение цифровой образовательной среды не имеет никакого отношения к переходу на удаленное обучение. Традиционный очный формат всегда будет считаться основным для российской системы образования.

Без традиционной школы наша страна просто не сможет быть по-настоящему конкурентоспособной и войти в десятку государств с наиболее качественным образованием. А именно эту цель и ставит перед собой правительство страны.

  Цель ЦОС  – сделать очное обучение более качественным и адаптировать его к требованиям современного общества.

«Современные методы помогут повысить интерес школьников к знаниям и эффективность обучения. Для оборудования классов будем постепенно оснащать школы компьютерами, проекторами, камерами, электронными досками.

Мы планируем собрать на платформе «Моя школа» оптимальные для обучения и развития детей учебные материалы, чтобы всем участникам учебного процесса было удобно пользоваться ими. Весь контент в цифровой образовательной среде будет соответствовать федеральному образовательному стандарту.

Внедрение ЦОС никоим образом не подменяет собой традиционный, очный формат обучения как ключевой для российской системы образования», – рассказал министр просвещения Сергей Кравцов.

За цифрой – будущее

В последние годы цифровизация стремительно затрагивает практически все сферы нашей деятельности.

Современные школьники уже не представляют себе жизни без гаджетов, а профессий, которые так или иначе не связаны с работой на компьютере, остается все меньше.

Таким образом, цифровизация российского образования становится неотъемлемым условием для подготовки высококлассных и востребованных специалистов, которая начинается со школьной скамьи.

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» был разработан еще до пандемии.

Проблемы, с которыми весь мир столкнулся во время коронавируса, лишь подтвердили актуальность цифровизации системы образования в современных реалиях.

Внедрением ЦОС будут заниматься Минпросвещения, Минцифры и органы власти субъектов РФ. Основные принципы новой образовательной среды – безопасность и приоритет российских цифровых технологий.

По сути ЦОС – это всероссийская информационная система, посредством которой в  учебных заведениях появится электронная образовательная среда. Новая платформа объединит в одном цифровом пространстве учителей, учеников, родителей и администрацию школ.

А новые технологии будут способствовать более качественному обучению школьников на традиционных уроках. Кроме того, благодаря ЦОС учителя смогут более эффективно повышать свою квалификацию, а у учебных заведений появится новая цифровая инфраструктура.

Читайте также:  Какие пособия положены в 2020 году безработным беременным женщинам: декретные, ежемесячные и единовременные выплаты неработающим

  • Цифровая образовательная среда базируется на трех китах:
  • — безопасные и эффективные образовательные ресурсы; 
  • — средства информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты) и другое информационно-коммуникационное оборудование;
  • — педагогические технологии, обеспечивающие обучение в современной информационно-образовательной среде.

Внедрение ЦОС поможет школьникам под руководством педагогов лучше ориентироваться в цифровом пространстве и расширит возможности для интерактивного получения знаний. При этом новая образовательная среда ни в коей мере не заменит живое общение ученика с учителем, а лишь расширит и дополнит его.

На первом этапе до 31 декабря 2022 года внедрение ЦОС пройдет в качестве эксперимента в 14 регионах страны: Алтайском и Пермском крае, Астраханской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях и Ямало-Ненецком автономном округе.

Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии должны охватить уже 25% общеобразовательных организаций  в 75 регионах страны и стать доступны как минимум для 500 тысяч школьников.

Кроме того, через 4 года все школы в городах будут обеспечены Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, а в сельской местности – не менее 50 Мб/с. Также в стране заработает сеть центров цифрового образования, охватывающая в год не менее 136 тысяч детей.

В общей сложности на реализацию проекта планируется выделить из федерального бюджета 79,8 млрд рублей.

– Цель ЦОС – оснастить все учебные заведения современной техникой и связью, обеспечить учеников даже удаленных уголков нашей страны качественными учебными материалами, – поясняет  замминистра просвещения Виктор Басюк.

Элементы ЦОС будут использоваться при традиционной форме обучения, это интерактивные доски, электронные дневники, видеоматериалы, которые учителя показывают на уроках.

Кроме того, благодаря ЦОС в будущем ученики, которые длительное время не имеют возможности посещать школу, например, из-за перелома ноги, смогут виртуально присутствовать на уроке и не выпадать из учебного процесса. ЦОС также поможет разгрузить учителей от рутины: бумажной отчетности, проверки однотипных домашних заданий. 

ЦОС – эффективное образование для всех школьников

Цифровая образовательная среда, включающая в себя обеспечение школ высокоскоростным оборудованием, техникой и специальными программами, является обязательным элементов всех развитых образовательных систем в мире.

В рамках проекта ЦОС будут определены необходимые материально-технические условия, в том числе скорость Инернета и наличие определенной техники, которые должны быть в каждой российской школе без исключения.

Цифровая среда будет содержать верифицированный электронный образовательный контент, в том числе онлайн-курсы для дополнительного обучения.

Помимо образовательных материалов в ЦОС появятся и различные удобные административные сервисы для руководства школ и педагогов. Учителя смогут в онлайн-режиме поддерживать связь с каждым из учеников, вести электронный журнал и заполнять другие необходимые документы.

Новые сервисы дадут возможность учителю сэкономить время при анализе информации: система сама соберет и сопоставит данные по образовательным результатам учеников.

Администрации учебных заведений благодаря ЦОС смогут составлять и менять учебное расписание, а также вести в новой системе финансово-хозяйственный документооборот.

В качестве дополнительного бонуса ЦОС предоставит школьникам доступ к онлайн-ресурсам библиотек, поможет создавать собственные проекты и работать в команде вместе с другими учениками не только офлайн, но и онлайн.

В цифровую среду будет включена и специальная система видеоконференцсвязи, с помощью которой все участники образовательного процесса даже из разных регионов страны смогут общаться между собой.

В системе можно будет организовывать трансляцию родительских собраний для взрослых, которые не могут прийти на мероприятие очно, устраивать педсоветы и внеклассное общение школьников и учителей. По словам Сергея Кравцова, одним из компонентов ЦОС станет отдельный сегмент «ВКонтакте», который позволит школьникам общаться на образовательные темы друг с другом.

По мнению авторов проекта, ЦОС позволит значительно улучшить качество российского образования за счет того, что учителя получат возможность сделать уроки более наглядными и интересными посредством цифровых сервисов, а учебные заведения будут оснащены всей необходимой техникой. Проект должен послужить своеобразным стимулом для непрерывного обновления образования и помочь учителям и школьникам лучше ориентироваться в цифровом пространстве.

В течение 2021 года ЦОС будет интегрирована в портал «Госуслуги». На сайте государственных услуг появится специальная вкладка «Мое образование», через которую родители и ученики смогут использовать все возможности системы.

– Очень важно, что благодаря ЦОС мы сможет создать индивидуальную образовательную среду, которая будет учитывать потребности каждого ребенка, – отметил Роман Ершов, заместитель директора ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».

– Соответственно, родители смогут получать рекомендации, основанные на интересах и способностях школьника. А учителям система поможет сократить время на подбор учебного материала и проверку домашних заданий.

Главная миссия ЦОС заключается в управлении образованием на основе больших данных, персонализации образования, образовательной коммуникации государства и общества, а также в создании безопасного верифицированного образовательного пространства.

Все это поможет расширить возможности образовательного процесса, собрать в единую безопасную систему различные разрозненные сервисы и программы.

Планируется, что только в 2021 году образовательные организации получат около 140 тысяч современных ноутбуков, откроется 10 тысяч классов для работы с цифровым контентом и 2 тысячи компьютерных классов.

Также продолжится работа по созданию в регионах центров «IT-куб», в которых школьники в рамках дополнительного образования изучают программирование и IT-технологии.

В результате главная цель, ради которой задуман проект ЦОС, – обеспечить равные условия доступа к качественному образованию всех детей, независимо от их места проживания, – обязательно осуществится уже в ближайшем будущем.

Не путать: проект «Цифровая образовательная среда» – это не дистанционное образование

С 1 сентября 2020 года по 31 декабря 2022 года в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование» планируется провести эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды. В нем примут участие организации общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей и взрослых в 14 регионах.

  • Задача проекта – предоставить ученикам и педагогам доступ к платформе ЦОС, а также сформировать в образовательных организациях, городах и регионах универсальные способы организации цифрового образовательного пространства.
  • Цифровая образовательная среда (cокращенно ЦОС) включает в себя несколько компонентов: обеспечение школ техникой и подключение к высокоскоростному Интернету – не менее 50 Мб/с в селах и 100 Мб/с в городах.
  • Плюс широкий набор сервисов – от электронного документооборота и планирования финансово-хозяйственной деятельности до учета достижений обучающихся (электронное портфолио).
  • Проект постановления правительства до 10 июля находится на стадии общественного обсуждения.

«И кофемолка, и кофеварка, и электронный журнал вместе с электронным дневником»

  1. Отмечая, что эксперимент – это очень важная инициатива, эксперты вместе с тем говорят о его недостатках, недоработках и рисках.
  2. Так, советник, член правления Лиги образования Михаил Кушнир считает описание «платформы ЦОС» крайне расплывчатым.

  3. «Есть большое подозрение, что нас ожидает очередной монопродукт, который “и Гоша, и Жора, и Юра”, и кофемолка, и кофеварка, и электронный журнал вместе с электронным дневником, не говоря об электронных учебниках», – констатирует он.

  4. Поставщики контента обеспокоены тем, как будет происходить отбор ресурсов для ЦОС, видимо, памятуя о печальном опыте с Федеральным перечнем учебников, который фактически монополизировало одно известное издательство.

  5. «Регулятор может создать условия для одного поставщика либо создать веер возможностей для учащихся, семей, педагогов с целью реализации образовательных запросов», – говорит генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», член-корреспондент РАО Александр Кондаков.

Кроме того, он опасается, что ЦОС превратится в мертворожденный конгломерат учебных материалов, который впоследствии не будет востребован: «И как бы нам не повторить опыт с Единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов, созданной в начале 2000-х гг., и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов, о которых сегодня помнят лишь специалисты».

Это опасение разделяет и руководитель Школы инженерного мышления Анатолий Шперх, который считает, что последствием нововведения станет еще и усиление контроля за деятельностью школ.

«Это будет еще одна библиотека ЦОР (Цифровых образовательных ресурсов), о которой все забудут 1 января 2023 года, на следующий день после окончания эксперимента, – прогнозирует эксперт.

– А вот о чем не забудут – так это о том, что все обучение ребенка теперь привязано к учетной записи ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации).

И все учебные действия его теперь будут доступны не только педагогам, не только Рособрнадзору с его манией контролировать работу (хотя по Закону “Об образовании в РФ” уже это не совсем законно, ибо никто не вправе школе навязывать порядок работы внутри образовательной программы), но и государственным и муниципальным общеобразовательным организациям, и профессиональным образовательным организациям, иным участникам отношений в сфере образования, органам управления образованием (федеральным, региональным, муниципальным). Все они теперь участники ЦОС и все могут получить доступ к учебным активностям обучающихся».

Читайте также:  Детские пособия в Магадане и Магаданской области - размер, условия, документы для получения

Слона-то не приметили

Есть еще одна важная социальная проблема, на которую обращают внимание эксперты.

Согласно проекту Постановления, целью ЦОС является создание равных возможностей для качественного образования детей, однако, как справедливо замечает основатель международной сети школ робототехники ROBBOClub.

Ru Павел Фролов, «дистанционное образование – это не только цифровая образовательная среда в учебном заведении, но и соответствующая среда дома у учеников, а этим никто не занимается».

«В большинстве семей в масштабах России нет компьютеров для обучения и страдает качество интернета, – поясняет он.

– Полноценное дистанционное образование требует повышения технической оснащенности семей, синхронного обучения, наличия технических специалистов, помогающих организовать подготовку к уроку и его проведение. Пока в рамках эксперимента по внедрению ЦОС этих пунктов не предусмотрено».

Не предусмотрено и главное – подготовка педагогов для полноценной работы в ЦОС и в режиме дистанта.

Хочется надеяться, что эта задача будет решена в рамках другого федерального проекта – «Учитель будущего».

Родители протестуют

Наконец, главным препятствием на пути реализации проекта может стать сопротивление родителей, которые напуганы опытом дистанционного обучения, организованного не самым лучшим образом в большинстве российских школ.

«Родители, которые попробовали дистант в последней четверти прошедшего учебного года, не хотели бы повторения такого опыта, – говорит Павел Фролов. – Поэтому многие опасаются проведения эксперимента в их регионах.

Однако нормальное дистанционное образование имеет мало общего с тем, что продемонстрировала школьная система во время карантина.

Важно разъяснить участникам эксперимента, что ЦОС не является синонимом дистанционного образования».

  • Это и пытался сделать министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман 29 июня на встрече с обеспокоенными родителями, категорически выступающими против эксперимента.
  • Наверное, стены уважаемого ведомства давно не видели такого накала эмоций.
  • Запись встречи можно посмотреть по ссылкам.

Полтора часа министр пытался убедить бушующую аудиторию в том, что ЦОС не тождественна дистанционному обучению, что весь учебный процесс будет сосредоточен в школьных стенах, для этого закупается современное оборудование и подключается широкополосный интернет. А онлайн-обучение было лишь вынужденной мерой в экстремальных условиях – иначе чем бы занимались дети в период самоизоляции?

«Эта программа никак не связана с дистанционным образованием. Речи о переходе на онлайн-обучение с 1 сентября в документе не ведётся. Если эпидобстановка позволит, все астраханские школьники в новом учебном году сядут за парты.

Однако мы должны понимать, что цифровизация – это требование времени, и игнорировать передовые технологии неправильно. Ещё раз повторю: пилотный проект не предполагает перехода на дистанционное обучение.

Новые технологии призваны разнообразить образовательный процесс, сделать образовательный контент доступнее», – заметил Виталий Гутман.

  1. Виталий Гутман также подчеркнул, что он целиком и полностью «за» очное обучение, поскольку понимает необходимость общения детей с учителем и сверстниками.
  2. В качестве аргумента он попросил у одного из пап плакат, на котором было написано: «Наши дети должны учиться в школе, а не на кухне».
  3. Этот снимок был распространен в интернете и набрал множество просмотров.
  4. Будущее за смешанным обучением?

В своем интервью «ВО» Виталий Гутман отметил: «Сейчас создана рабочая группа, в состав которой входят чиновники, директора школ и родители. Задача группы – разработать разные проекты на новый учебный год. Мы должны предложить системе образования разные варианты, в том числе и смешанное обучение».

«Безусловно, мы никогда не перейдем на полный дистант, но также очевидно, что наши дети должны быть защищены от опасности коронавируса, – утверждает Александр Кондаков. – Судя по постановлению Роспотребнадзора, до конца текущего года мы не вернемся к привычному формату обучения.

Поэтому школы и педагоги должны переходить на современные формы организации образовательного процесса – не только очную, но и очно-заочную и, если потребуется, то и заочную.

Но это не должно быть повтором четвертой четверти, а разумным сочетанием онлайна и офлайна (примерно 30 на 70%, а лучше 20–80%)».

«Как показывают результаты исследования “Школьный барометр”, старшеклассники (и их родители разделяют это мнение) поддерживают идею смешанного обучения, – рассказывает ординарный профессор НИУ ВШЭ, научный руководитель магистерской программы «Управление образованием» Анатолий Каспржак.

– Пишут в своих анкетах: “Хорошо бы, чтобы три-четыре дня в неделю мы ходили в школу, а один-два дня занимались дистанционно”. Это, по мнению старшеклассников, поможет им сконцентрироваться на тех предметах, которые они будут сдавать, готовясь к ЕГЭ и ОГЭ.

Фактически смешанное обучение в старшей школе приветствуется всеми субъектами образовательного процесса, но, подчеркну, только в старшей школе.

Для начальной школы, где у учащихся пока не сформирована учебная самостоятельность, онлайн-формат совсем не подходит, это общее мнение всех респондентов: и учеников, и учителей, и родителей».

Зарубежные школы уже идут по этому пути. По словам старшего специалиста в области образования Всемирного банка Тиграна Шмиса, «где-то распределяют занятия по сменам или, например, один день в неделю учатся очно, а все остальные – онлайн. Но в большинстве открывшихся стран это реализуется через комбинацию онлайна и офлайна».

«Сейчас, пусть по вынужденным, не зависящим от нас драматическим обстоятельствам, но все же открылось огромное окно дистанционного образования, преподавания, обучения, – убежден Тигран Шмис. – Моё большое пожелание, конечно, чтобы этот вид обучения стал одним из основных видов и форм. И по большому счету у нас нет выбора: рано или поздно это должно случиться».

Цифровая среда или цифровые среды? Разбираемся в госпроектах по инновациям в образовании

Планы меняются на ходу, но работа уже кипит. Вот что сделано.

По декабрьскому постановлению правительства об экспериментальном внедрении ЦОС, школы в ряде пилотных регионов должны быть обеспечены высокоскоростным доступом к интернету и всем необходимым оборудованием, чтобы использовать дистанционные образовательные технологии. Так, к утверждению готовится стандарт «цифровой школы» — список технических требований к её инфраструктуре. Эту работу Минпросвещения ведёт совместно с Минцифры: помимо ЦОС, задачи по оснащению школ входят в нацпроект «Цифровая экономика».

Как мы помним, кроме «железа», в пилотных регионах министерства вместе с местными властями будут в экспериментальном порядке запускать информационные системы для доступа к образовательным сервисам. Основной точкой входа станет платформа «Моя школа». Её уже разрабатывает подведомственный Минпросвещения Институт цифровой трансформации в сфере образования.

Пока нет ясности, будет ли она создана на базе уже существующей платформы с похожим названием («Моя школа онлайн») или речь идёт о совершенно новой платформе. «Моя школа онлайн» была экстренно запущена весной 2020 года издательствами школьных учебников во главе с «Просвещением».

Эта платформа содержит учебные материалы в электронном формате. Но очевидно, что функции, предполагающиеся у «Моей школы» в рамках ЦОС, должны быть гораздо шире. На новой платформе ученики будут изучать учебные темы, выполнять задания и получать обратную связь.

Система, основанная на технологии искусственного интеллекта и учёта «цифровых следов» пользователей, будет выявлять пробелы в знаниях школьников и их образовательные интересы. Это поможет выстраивать индивидуальную траекторию обучения, то есть рекомендовать учебные материалы именно по тем темам, которые важны для конкретного ребёнка.

Из всех технических решений ЦОС ближе всего к запуску сейчас «Сферум» — система видео-конференц-связи (отечественный аналог Zoom и других подобных сервисов). К концу 2021 года её планируют распространить на все школы в 15 регионах страны.

Первоначально, судя по проекту постановления, эксперимент в полном объёме, включая и «Мою школу», и другие созданные в рамках ЦОС сервисы, планировалось распространить на 14 регионов: Алтайский и Пермский края, Астраханскую, Калининградскую, Калужскую, Кемеровскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую, Новосибирскую, Сахалинскую, Тюменскую и Челябинскую области, Ямало-Ненецкий автономный округ. Но в подписанном документе Минпросвещения поручено выбрать регионы для участия. Пока министерство утвердило порядок отбора.

Платформа «Современная цифровая образовательная среда» уже действует как единая точка доступа к ресурсам разных провайдеров. В прошлом году на ней появилась функция авторизации по профилю на Госуслугах и расширились функции личного кабинета.

Теперь пользователь СЦОС может вести своё цифровое портфолио пройденных курсов, полученных сертификатов и приобретённых навыков.

Массовое подключение вузов к платформе, о котором недавно заявил замминистра науки и высшего образования Александр Нарукавников, означает, что они смогут добавлять в реестр СЦОС свои курсы.

Причём неважно, где эти курсы опубликованы: на внутренних сервисах университета или на Coursera.

Кроме того, после подключения вузам будет удобнее включать курсы других университетов и компаний в свои образовательные программы: СЦОС фиксирует, на какие курсы студент записался и с каким результатом их прошёл.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *