Социальное казначейство с 2021 года: что это такое и когда заработает на базе ПФР

11 февраля

65945

#CNT# data-template-html-inactive=В избранное #CNT#>

С 1 января 2020 года к обязательному набору отчетов в пенсионный фонд добавилась новая форма: СЗВ-ТД. Это связано с переходом на электронные трудовые книжки и цифровой документооборот. Напомним, процесс стартовал в начале 2020 года.

Все аспекты учета, связанного с обязательным пенсионным страхованием описаны в законе №27-ФЗ от 01.04.1996. С течением времени система соцстрахования модернизировалась, закон прошел несколько редакций. Нововведения также нашли в нем отражение.

Трудовое законодательство стремительно меняется, за рутинной работой бывает сложно за всем уследить. Мы собрали наиболее важную информацию о преобразованиях 2019 — 2021 года в один курс. Записаться.

С помощью бланка ежемесячного отчета ПФР решает одновременно несколько задач:

  • Накапливает сведения о кадровых перемещениях граждан во время «переходного периода» — это облегчит внедрение электронных трудовых.
  • Реализует один из этапов отказа от бумажных бланков в пользу цифровых носителей.
Важно! Одновременно с новыми отчетами действуют и штрафы за нарушение порядка их сдачи. Работает принцип суммирования: на скольких человек не поданы данные, столько штрафов и насчитают. Также надо помнить, что в 2019 году были увеличены суммы по статье 5.27 КоАП. Теперь за многократное нарушение норм трудового права можно заплатить до 70000 рублей.

Новый ежемесячный отчет в ПФР введен с целью формирования полной базы данных о трудовом пути работников.

С 1 января 2020 года в индивидуальных счетах российских граждан появилась графа «Трудовая деятельность» — для ее заполнения и предназначен отчет «ТД». В него надо включать данные обо всех сотрудниках в рабочей деятельности которых произошли изменения: увольнение, новое трудоустройство, перевод на новую должность. Даже смена квалификации — повод для внесения в отчет.

Социальное казначейство с 2021 года: что это такое и когда заработает на базе ПФР

Вот что предстоит указывать о сотрудниках:

  • ФИО и СНИЛС.
  • Должность, квалификацию, специальность.
  • Подразделение, где трудится.
  • Дату события: прием, увольнение, перевод.
  • Основание события: приказ или другой локальный акт.

Как видите, новый формуляр содержит те же сведения, что и трудовая.

Так же, как и СЗВ-М, этот отчет в ПФР надо сдавать не позже 15-го числа месяца, который следует за отчетным.

Важно! Такая система была внедрена на год. В 2021 году надо информировать соцфонд о событиях трудовой жизни сотрудников на следующий рабочий день после издания соответствующего приказа.

Форма подачи:

  • Электронная, если в компании работает больше 25 человек.
  • Бумажная или электронная, если работников меньше 25.

Скачать бланк СЗВ-ТД

Приказом Минтруда от 20.01.2020 № 23н утверждена форма СТД-Р. Она применяется при отчете.

Фактически, СТД-Р — это не отчет в ПФР, а справка, которую работодатель должен будет выдавать работникам, если они запросят. В день увольнения — тоже.

Можно будет выбирать носитель:

  • Бумажный — с печатью компании и подписью руководителя или уполномоченного лица.
  • Электронный — с квалифицированной цифровой подписью.

Скачать бланк СТД-Р

Все сдаваемые отчеты можно разделить на две категории:

  1. Обязательные, которые надо предоставлять по четко установленному графику. Сюда относятся СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М и новый СЗВ-ТД.
  2. Дополнительные, которые следует составлять, если из ПФР поступит запрос или данные понадобятся работнику. Например, СТД-Р.

Об обязательной кадровой отчетности в 2021году читайте в нашем материале.

Сдача отчетности в ПФР — это обязанность всех субъектов экономической деятельности, у которых есть наемные работники. Ошибаются те, кто думает, будто в соцфонд отчитываются только юридические лица. Это должны делать также ИП и представители бизнеса, которые выступают в роли работодателей. В том числе, адвокаты и нотариусы.

Редкие отчеты Есть данные, о которых отчитываются не все работодатели. Например, отчет в ПФР ДСВ-3 сдает тот, кто отчисляет за своих работников дополнительные пенсионные взносы. Делать это надо ежеквартально, в течение 20 дней после окончания отчетного периода.

В отчеты для ПФР попадают все, с кем у вас есть официально оформленное трудовое взаимодействие. В первую очередь, это штатные сотрудники, работающие по трудовому договору. Также надо отчитаться о специалистах, с которыми заключены гражданско-правовые договоры. Например, о частниках, выполняющих подряд или авторах (бухгалетрах, программистах, малярах и др.) с контрактами на оказание услуг.

В ваших отчетах пенсионному фонду должны быть указаны:

  • Оформленные в штат сотрудники. В том числе и те, кто находится в отпуске по БиР или уходу за ребенком.
  • Работники по гражданско-правовым контрактам.
  • Стажеры и сотрудники на испытательном сроке.
  • Работники, которые уволились в отчетный период.

Частый вопрос — надо ли передавать в ПФР сведения о учредителе компании, если он — единственный человек на фирме? Если есть договор, однозначно да, даже если не было начислений зарплаты. Но что делать, если договора нет? Из разъяснений Минтруда следует, что в этом случае тоже надо сдать СЗВ-М и, соответственно, СЗВ-СТАЖ (письмо №21-3/10/В-4587).

Новые требования по предоставлению информации в пенсионный фонд — часть государственных изменений работы с персональными данными. Наша учебная программа поможет быть в курсе новых правил и даст ценные практические советы. Запишитесь на обучение.

Все перечисленные выше отчеты и сроки их подачи мы обобщили в таблице. Если последний день предоставления сведений выпадает на выходной, срок сдвигается на ближайшую рабочую дату. Вот как выглядит график отчетности в ПФР на 2021 год.

Название документа, принцип заполнения Тип отчета и его период Последняя дата подачи
  • СЗВ-М
  • Поименный перечень всех застрахованных лиц с указанием индивидуального страхового номера и ИНН.
  • Учредителей вносите, если есть трудовой договор или ГПД.
  • Пустые бланки сдавать не надо.
Ежемесячный, учитываются данные за каждый календарный месяц.
  1. За январь — 15 февраля
  2. За февраль — 16 марта
  3. За март — 15 апреля
  4. За апрель — 15 мая
  5. За май — 15 июня
  6. За июнь — 15 июля
  7. За июль — 15 августа
  8. За август — 15 сентября
  9. За сентябрь — 15 октября
  10. За октябрь — 15 ноября
  11. За ноябрь — 15 декабря

За декабрь — 15.01.2021 С 2021 года отчет СЗВ-ТД надо подавать в другом порядке: не позже рабочего дня после оформления кадрового изменения по сотруднику.
Также СЗВ-ТД нужно сдавать каждый раз, когда происходит кадровое событие.

СЗВ-ТД Новый отчет в ПФР с 2020 года. Должен содержать информацию о событиях трудовой деятельности гражданина за отчетный период.
Смотрите Правила заполнения формы СЗВ-ТД
СЗВ-СТАЖ Заполняется на каждого работника с указанием страхового стажа, персональных реквизитов и отметками, осуществлялись ли страховые отчисления. Суммы страховых взносов не указываются.

  • Сопровождается описью ОДВ-1.
  • В 2021 году действует та же форма.
  • Смотрите Порядок заполнения формы СЗВ-СТАЖ с изменениями и дополнениями
Ежегодный, содержит сведения за календарный год. До 1 марта 2021 г. вместе с сопроводительной формой ОДВ-1
  1. ДСВ-3
  2. Поименный реестр сотрудников, для которых сделаны дополнительные отчисления в соцфонд.
  3. В отличие от остальных отчетов в ПФР, здесь надо указать суммы отчислений.
  4. Если повышенных страховых взносов ни для одного сотрудника нет, отчет не надо формировать.
Ежеквартальный, без накопления данных.
  • За IV квартал 2020 года — 20 января
  • За I квартал 2021 года — 20 апреля
  • За II квартал 2021 года — 20 июля
  • За III квартал 2021 года — 20 октября

За IV квартал 2021 года —  до 20.01.2022

Санкциям за нарушения, связанные с отчетностью в пенсионный фонд, посвящена статья 17 закона №27-ФЗ.

Всего три штрафа:

  1. Подача отчетов после крайнего срока — 500 рублей за каждого сотрудника, указанного в просроченном документе.
  2. Предоставление неверных сведений или их отсутствие — 500 рублей за каждого гражданина, по которому совершена ошибка.
  3. Нарушение порядка отчетности — 1000 рублей за каждый неверный отчет. Сюда входят подача устаревших бланков, на бумаге вместо цифрового формата и др.

Штрафы суммируются. Например, если отчет СЗВ-М подан с опозданием, а в нем фигурирует 20 человек, общий штраф составит 10000 рублей.

Помимо этого могут оштрафовать и сотрудника, который отвечает за отчетность, согласно должностной инструкции. Часто это бухгалтер. Избежать эти и другие ошибки поможет специальный курс «Трудовое право для бухгалтера».

По факту нарушения ПФР составляет акт, на который страхователь вправе отреагировать. На вручение акта отведено 5 календарных дней. Еще 15 — на предоставление в пенсионный фонд обоснований своих возражений. Решение о назначении наказания выносят лишь после рассмотрения этих документов. Оспаривать это решение можно только через суд.

 

Нуждаемость заставила: социальное казначейство станет единым окном поддержки

«Известия» выяснили подробности создания «социального казначейства» — инициативы, которая вошла в проект нацплана восстановления экономики, презентованного ранее президенту.

По словам двух источников, близких к правительству, речь идет об онлайн-платформе, через которую граждане смогут получить любые виды соцподдержки — в том числе регионального и муниципального уровня. Оператором системы будет ПФР.

В нее погрузят данные самого фонда и ФНС о доходах россиян. Исходя из этого, будут рассчитываться критерии нуждаемости для каждого жителя, что позволит индивидуализировать суммы помощи.

В Минтруде информацию «Известий» в целом подтвердили и сообщили, что на платформе «социального казначейства» будут консолидированы все необходимые данные, требующиеся для начисления любых видов выплат. Запуск системы запланирован на 2021 год, уточнили там.

Окно соцподдержки

В проекте общенационального плана по восстановлению экономики, который премьер Михаил Мишустин представил Владимиру Путину 2 июня, создание «социального казначейства» вошло в блок инициатив по росту реальных доходов граждан. Описана инициатива довольно лаконично, как «система, повышающая адресность и эффективность мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях».

Источник «Известий», близкий к правительству, пояснил, что речь идет о создании онлайн-инструмента получения всех существующих видов господдержки — для ветеранов, семей с детьми, безработных и так далее.

— Любое пособие можно будет получить в режиме одного окна не выходя из дома, — отметил собеседник «Известий».

Администратором системы, по его словам, станет Пенсионный фонд. Инфраструктура социального казначейства начнет оперировать данными о доходах граждан из массивов ПФР и ФНС.

Информация о заработках и соцвыплатах будет взаимосвязана, в том числе в разрезе семей, благодаря чему появится возможность в режиме реального времени рассчитать более точные критерии нуждаемости для каждого отдельного гражданина.

— Такой вариант позволит доводить больше средств до тех, кому реально нужна помощь. Это довольно круто, поскольку состыковать все данные о гражданах, о семейных доходах, чтобы получить реальную картину нуждаемости, — технически непростая задача, — пояснил источник.

Фактически речь идет о преобразовании Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) с более широким функционалом и массивом данных, заключил собеседник. К Федеральному казначейству социальное прямого отношение не имеет — в данном случае наименование использовано просто «для красоты».

В Минтруде на просьбу «Известий» прокомментировать, что подразумевалось под социальным казначейством и как оно будет работать, ответили максимально подробно.

Там сообщили, что это организационная модель, при которой все государственные организации и ведомства получают сведения для начисления своих выплат из единой информационной платформы, и руководствуются единым стандартом предоставления услуги.

Механизм социального казначейства исключает необходимость сбора данных от гражданина.

Реализация этого проекта позволит гражданам получать социальные пособия и выплаты либо без обращения в государственные органы, либо только по одному заявлению.

При этом россияне смогут получать информацию о том, какие меры социальной поддержки предусмотрены для них с учетом сложившихся жизненных обстоятельств. В Минтруде сообщили, что первый этап запуска системы запланирован на 2021 год.

Основой для реализации принципа «социального казначейства» станет платформа ЕГИССО, которая в настоящий момент администрируется Пенсионным фондом.

Инструмент доставки

Кризис особенно наглядно показал, что нам не хватает эффективного инструмента доведения соцподдержки до граждан, полагает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.

Например, детские пособия, анонсированные президентом, до сих пор дошли не до всех, кто подал на них заявки. А по многим другим видам помощи и вовсе требуется физическое присутствие граждан в тех или иных отделениях социальных госструктур, отметил эксперт.

В то же время у нас уже есть примеры, как можно эффективно и быстро доводить господдержку, напомнил Владимир Назаров. Так, с момента принятия решения вернуть самозанятым налоги за прошлый год до поступления им денег прошло несколько дней.

В сложившейся ситуации, когда на первый план выходит оперативность решений, крайне сложно определить, какой уровень поддержки оптимальный. В частности, размер тех же детских пособий — одинаков для всех, тогда как, если бы была возможность в режиме реального времени оценить доходы граждан, сумму можно было бы варьировать исходя из нуждаемости, заключил Владимир Назаров.

Один из основных вопросов повышения эффективности расходования средств, выделенных на соцподдержку, — это идентификация реально нуждающихся, согласился заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.

Именно на решение этой проблемы и должна быть направлена система социального казначейства.

Чем полнее будет массив данных — тем лучше, поэтому необходимо агрегировать не только информацию федерального и регионального бюджетов, но и сведения об имуществе, счетах в банках и других активах.

Причем важно, чтобы картина отражала не столько положение отдельного индивида, сколько домохозяйства. Однако при таком подходе возникает другая проблема: что же на практике может считаться домохозяйством. Поэтому требуется существенное продвижение в методике определения этого института.

11 мая, через несколько часов после того, как президент анонсировал дополнительные меры помощи гражданам с детьми, в работе сайта госуслуг начались сбои. Неполадки продолжились и на следующий день. Владимир Путин 13 мая обратил внимание на эту проблему.

— Свыше миллиона на следующий день (после объявления о новых мерах поддержки. — «Известия») поступило заявок на портал госуслуг от людей, которые рассчитывают получить единовременную помощь в размере 10 тыс. рублей на каждого ребенка в семье до 15 лет включительно. И портал «Госуслуги» не справился с этим объемом обращений, — заявил президент.

Впрочем, высокая нагрузка легла не только на онлайн-инфраструктуру государства. На следующий день после обращения президента в отделения Пенсионного фонда во многих городах выстроились очереди, сообщали СМИ.

18 мая глава Минтруда Антон Котяков в интервью Владимиру Познеру сообщил, что правом физической подачи заявлений через МФЦ или отделение Пенсионного фонда воспользовались 100 тыс. человек.

В перспективе и натуральные виды поддержки можно было бы загрузить в социальное казначейство, добавил Владимир Назаров. Деньги на лекарства или средства реабилитации могли бы поступать на специально выделенный счет, и граждане сами бы определяли, какую именно продукцию им купить, при условии, что она приобретается, разумеется, у аккредитованных поставщиков.

"Социальное казначейство" как вызов и новые возможности

Прошедший 2020 год стал беспрецедентным с точки зрения введения новых социальных выплат. Однако, как подчеркнул выступавший с ежегодным отчетом в Госдуме премьер-министр Михаил Мишустин, забота о семье и детях стала главным приоритетом работы правительства не только в прошлом году. В наступившем 2021 году планируется усилить поддержку нуждающихся семей.

По оценкам ВШЭ, в 2020 году расходы на дополнительные социальные выплаты из бюджетов всех уровней составили 1,2–1,3 трлн рублей и в основном были направлены семьям с детьми. Считаю, что именно эти социальные инвестиции позволили удержать масштаб бедности на уровне 2019 года, несмотря на то что в среднем реальные доходы граждан снизились на 3%.

Нельзя при этом забывать, что сегодня социальные выплаты в структуре доходов населения уже превысили 20%. Даже в советский период этот показатель не поднимался выше 16%.

Многие задаются вопросом: что будет в более поздней перспективе, когда ряд мер поддержки перестанет действовать? Сможет ли Россия только за счет экономического роста обеспечить достижение цели по двукратному сокращению бедности к 2030 году? Прогнозы ВШЭ показывают, что экономика восстанавливается не так быстро, чтобы обеспечить необходимый эффект. В связи с чем потребуется проделать сложную работу по увеличению поддержки нуждающихся семей, но при более скромных расходах на дополнительные выплаты.

Решить эту задачу, на мой взгляд, позволит введение минимального гарантированного дохода для семей с детьми через совместную реализацию двух социальных программ.

Первая — это «Социальный контракт», помогающий повысить трудовой доход в семьях посредством содействия занятости или предпринимательской активности.

Этот проект начал свою работу на территории всей страны с 1 января текущего года, но перед этим, в 2020 году, прошел апробацию в 21 субъекте РФ.

Вторая — универсальное пособие по бедности для семей с детьми. Такие выплаты компенсирует негативные последствия высокой распространенности низкооплачиваемой работы и неэффективной поддержки отдельных категорий бедных семей с детьми.

При этом потребуется система дополнительных критериев нуждаемости, которая позволит снизить риски ошибочных включений и исключений из программы, обусловленные прежде всего высокой долей неформальных доходов населения (по оценкам Росстата, в 2020 году они составили около 10%).

Ожидания от реализации проектов

Социальные выплаты — это еще и элемент регулирования уровня заработной платы, наличия рабочих мест и равенства в обществе. Соответственно, дальнейшее увеличение доли расходов на пособия в общем объеме доходов населения будут оказывать негативное воздействие и на бюджетную стабильность, и на экономический рост.

Несмотря на то что на социальные выплаты было добавлено более 1 трлн рублей, сохранилась высокая степень бедности. Важно учитывать при этом, что потенциал роста расходов на пособия исчерпан.

Поэтому правительство, приступая к реализации проекта «Социальное казначейство», должно будет обеспечить высокую эффективность и результативность программ «Социального контракта» и пособий по бедности.

Такая единая цифровая платформа рассматривается как механизм для систематизации мер социальной поддержки с целью достижения национальных целей и должна способствовать перераспределению выплат в пользу реально бедных слоев населения.

В нынешней системе ошибки включения и исключения дотируемых превышают 30%.

«Социальное казначейство» открывает и для людей, и для государства новые возможности. В первую очередь, минимизируются затраты семей на подтверждение права на социальную защиту.

Вводится стандарт проактивного назначения основных выплат, не требующий обязательного обращения человека за мерами социальной поддержки.

Повышается доступность информации о правах на пособия за счет инструмента дружественной навигации по всем программам, включая службу занятости и соцуслуги для пожилых граждан и инвалидов.

Этому будет способствовать появление в рамках «Социального казначейства» реестра бедных семей и данных о причинах их финансового положения.

Система позволит проводить комплексную оценку дефицита ресурсов, что в свою очередь дает возможность разрабатывать индивидуальные программы повышения доходов для каждой семьи.

Кроме того, ликвидируется территориальное неравенство в доступе к адресным пособиям для бедных.

Все это формирует технологическую базу для введения минимального гарантированного дохода для семей с детьми.

Вместе с тем нельзя не отметить и зоны рисков реализации проекта «Социальное казначейство». Критерии нуждаемости должны быть понятны и поддержаны гражданским обществом.

Например, если ограничением на вход в программу является наличие имущества — второго жилья, то не должно быть ситуации, когда семья, имея квартиру и дачу, претендует на участие в программе (при доходах ниже черты бедности), а семья, владея двумя квартирами, — нет. Особенно спорным может стать вопрос по частям жилых помещений в собственности.

Также, если ввести ценз на размер сбережений, то как быть в ситуации, когда семья копила средства на образование детей. Их наличие станет барьером для входа в программу гарантированного дохода? На мой взгляд, таких сюжетов много, и по ним должен быть консенсус основных социальных групп, а особо спорные ситуации в оценке имущества и финансовых активов необходимо трактовать в пользу людей.

Система минимального гарантированного дохода будет снижать привлекательность низкооплачиваемой занятости для российских граждан, поэтому потребуется поиск баланса между величиной этого дохода и размером минимальной оплаты труда.

Для того чтобы минимизировать риски неэффективной работы системы, цифровая платформа «Социального казначейства» должна быть максимально дружественной для людей и с точки зрения навигации, и по получению обратной связи от государства. Ее следует сделать максимально открытой для получателя в вопросе верификации данных, на основе которых сделаны начисления и представлены социальные услуги.

Нельзя забывать и про эффективное взаимодействие между ведомствами, программами и цифровыми платформами в этих целях. Также очень важно уделить серьезное внимание коммуникации с населением, сотрудниками органов социальной защиты, партнерами в госуправлении, с негосударственным сектором.

Реализация этого проекта станет для правительства непростым вызовом, но в случае успеха в выигрыше останутся все — и граждане, и государство.

25 социальных услуг, которые ПФР и ФСС будут оказывать дистанционно до конца 2021 года — новое постановление Правительства

6 апреля 2021 года опубликовано и вступило в силу постановление Правительства № 530 от 2 апреля 2021 г., согласно которому до конца 2021 года устанавливается упрощенный порядок предоставления наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг.

Это значит, что ряд выплат и справок до конца года можно оформить и получить дистанционно — без хождения по инстанциям. В постановлении обозначено 18 таких услуг по линии Пенсионного фонда и 7 по линии Фонда социального страхования. Ниже перечень таких услуг.

Если вам нужна консультация юриста, звоните в бесплатную юридическую консультацию: 8 (800) 511-38-54 (звонок с номеров любых российских операторов — бесплатный).

Услуги, которые Пенсионный фонд может оказывать в упрощенном порядке в 2021 году

  1. Устанавливать пенсии: страховую, накопительную, пенсию по гос. пенсионному обеспечению.
  2. Устанавливать пенсии, обозначенные в первом пункте, лицам, которые выехали на постоянное жительство за пределы РФ.
  3. Выплачивать пенсии: страховую, накопительную и по гос. пенсионному обеспечению.

  4. Выплачивать пенсии лицам, выехавшим на ПМЖ за пределы Российской Федерации.
  5. Устанавливать ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) лицам, которым она положена.
  6. Выплачивать компенсационные выплаты гражданам (трудоспособным), которые ухаживают за нетрудоспособными.

  7. Рассматривать заявления о распоряжении средствами материнского капитала (или частью средств).
  8. Компенсировать расходы на оплату проезда к месту отдыха на территории России и обратно получателям страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

  9. Устанавливать федеральную социальную доплату к пенсии.
  10. Выплачивать ежемесячные выплаты гражданам, которые ухаживают за детьми-инвалидами с детства первой группы.
  11. Компенсировать расходы на переезд из районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностям) получателям страховых пенсий и (или) пенсий по гос.

    пенсионному обеспечению и членам их семей, которые находятся на иждивении.

  12. Выдавать сертификат на материнский капитал.
  13. Принимать от граждан анкеты для регистрации в системе индивидуального учета, в том числе принимать заявления об изменении анкетных данных граждан.

  1. Информировать граждан о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования.
  2. Информировать граждан о предоставлении социальной помощи в виде набора социальных услуг.
  3. Выдавать гражданам справки о размере пенсий (или иных выплат).

  4. Информировать граждан о том, что они отнесены к категории предпенсионеров.
  5. Выплачивать социальное пособие на погребение умершего пенсионера.

Эта статья может вам пригодиться: 3 меры социальной поддержки в России, о которых знают не все

Услуги, которые Фонд социального страхования может оказывать в упрощенном порядке в 2021 году

  1. Обеспечивать инвалидов техническими средствами реабилитации, ветеранов — протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями, а также выплачивать компенсацию за их самостоятельное приобретение и оплаченные услуги, компенсировать расходы инвалидов на собак-проводников (на их содержание и ветеринарное обслуживание).

  2. Назначать обеспечение по обязательному соц. страхованию от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний (оплачивать доп. расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица, если имеются прямые последствия страхового случая).

  3. Принимать документы для исчисления и уплаты страховых взносов, а также документы, которые подтверждают правильность и своевременность их перечисления.
  4. Предоставлять гражданам, которые имеют право на набор социальных услуг, при наличии мед.

    показаний путевок в санатории и бесплатный проезд к месту лечения и обратно (на междугородном транспорте).

  5. Принимать решение о финансировании предупредительных мер по сокращению травм на производстве и проф.

    заболеваний работников, а также санаторно-курортного лечения работников, которые работают с вредными или опасными производственными факторами.

  6. Назначать единовременные или ежемесячные страховые выплаты по обязательном соц. страхованию от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний.
  7. Регистрировать и снимать с рег.

    учета лиц, которые добровольно вступили в правоотношения по обязательному соц. страхованию в связи с временной нетрудоспособностью и в связи с материнством.

Нормативная база: Постановление правительства от 2 апреля 2021 года №530 «Об особенностях предоставления государственных и муниципальных услуг в 2021 году».

Если вам нужна консультация юриста, звоните в бесплатную юридическую консультацию: 8 (800) 511-38-54 (звонок с номеров любых российских операторов — бесплатный).

Социальное казначейство сократит срок предоставления мер соцподдержки

С запуском социального казначейства предельным сроком оформления выплат и пособий будет пять дней, а проактивные меры соцподдержки будут оказывать за 5—15 минут, пишут «Известия» со ссылкой на пояснительную документацию к инициативам социально-экономического развития. Сегодня срок получения отдельных мер поддержки может достигать двух месяцев, отметили в Минтруде.

Социальное казначейство — новая цифровая система оказания социальной поддержки. По замыслу властей, она должна исключить бюрократическую волокиту и обеспечить адресный подход к каждому гражданину. О его создании было объявлено в 2020 году, а впервые адресность и проактивность были отработаны при начислении единовременных выплат на детей в размере 10 тыс. рублей.

В 2021 году социальное казначейство стало одной из 42 стратегических инициатив правительства. Согласно пояснительной документации, оно предполагает введение единого стандарта господдержки россиян без сбора документов — только по заявлению или даже без него.

Кроме того, будет введена комплексная оценка нуждаемости граждан и организовано проактивное сообщение о доступных мерах помощи.

Власти уверены, что такие нововведения принесут несколько ключевых результатов. Так, к 2024 году казначейство станет единым окном оказания социальной помощи и поможет добиться справедливости при назначении мер поддержки — их будут получать только те, кто действительно в этом нуждается.

К 2030 году предполагается, что предоставление мер поддержки на всех уровнях — федеральном, региональном, муниципальном — будет происходить по единому стандарту. При этом значительно сократится время получения такой помощи: с трех — восьми дней до 5—15 минут для проактивных мер.

А предельный срок оформления льготных выплат составит пять дней, сказано в документах.

Для государства к 2030 году главным преимуществом будет экономия на администрировании мер социальной поддержки: она составит 142,5 млрд рублей, притом что стоимость казначейства не превысит 11,9 млрд рублей.

В Минтруде заявили, что экономия будет складываться по трем направлениям: это субвенции на администрирование выплат субъектам Федерации (их отсутствие позволит сберечь около 40 млрд рублей), сокращение расходов бюджета на поддержку информационных систем и снижение трат на обеспечение выплат за счет автоматизации процесса.

По мнению заведующего кафедрой государственного и муниципального управления РЭУ им. Г. В. Плеханова Руслана Абрамова, создание социального казначейства, особенно в эпоху цифровизации, выглядит и абсолютно оправданным, и актуальным.

Ожидается, что в него загрузят массивы данных ФНС и ПФР, что позволит оперативно их мониторить, определять категории малоимущих и рассчитывать размер необходимой поддержки наиболее точно, отметил он, добавив, что это высвободит суммы, которые ранее уходили не туда и не тем, и перераспределит их действительно нуждающимся.

Кудрин назвал способ быстро снизить бедность в два раза

Уровень бедности в России можно довольно быстро снизить в два раза с помощью многофакторной модели нуждаемости, заявил в интервью РБК председатель Счетной палаты (СП) Алексей Кудрин.

Что такое ПФР

Пенсионный фонд России (ПФР) — один из трех государственных внебюджетных фондов, которые оказывают социальные услуги населению.

Именно в ПФР оформляют пенсию по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также маткапитал, некоторые пособия и выплаты, в том числе в качестве господдержки во время пандемии коронавируса. Еще в ПФР выдают СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе пенсионного страхования.

Разберемся, как устроен и работает пенсионный фонд.

Пенсионный фонд России основали в декабре 1990 года специально для работы с пенсионерами и пенсиями, которые они должны получать. Эта организация существует по сей день, хотя ее структура несколько изменилась.

Бюджет пенсионного фонда пополняется в основном взносами работодателей и ИП, но есть и другие источники — о них расскажу ниже. Эти деньги уходят на выплату пенсий.

Отделения пенсионного фонда есть в каждом субъекте РФ, в каждом крупном городе и районном центре. Главный офис находится в Москве.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) тоже выплачивают пенсию людям, но для этого нужно заключить пенсионный договор.

В России несколько десятков НПФ — можно выбрать любой. Деньги в НПФ может перевести сам застрахованный по программе негосударственного пенсионного обеспечения или работодатель, если, например, в компании есть специальная программа корпоративной пенсии. Также в НПФ можно перевести свою накопительную пенсию, которая сформировалась до моратория.

НПФ инвестирует поступившие деньги в ценные бумаги и получает с этого доход. Проценты накапливаются, и в результате растет размер будущей пенсии застрахованного лица.

Задача ПФР — управление деньгами, а также выплата пенсий и социальных пособий жителям РФ.

Система Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру.

Система ПФР устроена так:

  1. Федеральный уровень — центральный аппарат, в который входят исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР.
  2. Региональный уровень — отделения ПФР в субъектах РФ.
  3. Местный уровень — управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах.

Правление ПФР определяет перспективные и текущие задачи пенсионного фонда, утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, в том числе фонд оплаты труда, а также отчеты об их исполнении. Кроме того, правление ПФР определяет его структуру и штаты, назначает и увольняет руководителей центрального аппарата.

Ревизионная комиссия контролирует правомерное, целевое и эффективное использование бюджетныֹх средств по всей структуре ПФР — следит, чтобы деньги не разворовывались и не тратились непонятно куда.

Отделы бывают, например, такие:

  • организации и назначения пенсии;
  • социальных выплат;
  • организации персонифицированного учета;
  • казначейства и др.

Все отделы не счесть, их количество зависит от размера населенного пункта: чем больше жителей, тем больше аппарат местного пенсионного фонда.

Руководство и отделы в городах и районах (муниципалитетах) устроены аналогичным образом.

Еще есть информационный центр персонифицированного учета — это самостоятельное юридическое лицо, которое отвечает за формирование и ведение баз данных ПФР. То есть всю электронную базу данных будущих и настоящих пенсионеров хранят в этом информационном центре.

Территориальный аппарат и окружные управления раньше входили в структуру ПФР, но сейчас их нет.

Все эти деньги аккумулируются и инвестируются, а потом выплачиваются пенсионерам и тратятся на нужды самого ПФР.

Около 60% бюджета ПФР пополняется за счет страховых взносов. Взносы с плательщиков собирает налоговая — так сделали для удобства сбора и контроля уплаты всех взносов. Потом деньги передают в ПФР, и тот уже распоряжается ими. При этом деньги считаются собственностью РФ.

Если у плательщика несколько категорий, то он платит взносы по каждому основанию. Например, ИП с работниками платит взносы и за себя, и за своих работников.

Сумму взносов за работников и за себя считают по-разному.

Например, зарплата Иванова — 140 000 Р. С января по сентябрь 2020 года Иванов заработает 1 260 000 Р, а работодатель будет ежемесячно платить пенсионные страховые взносы:

140 000 Р × 22% = 30 800 Р.

В октябре сумма заработка Иванова станет 1 400 000 Р — превысит лимит 1 292 000 Р. Поэтому часть взносов в октябре нужно исчислить по ставке 22%, а часть — по 10%.

В ноябре и декабре за Иванова нужно будет заплатить:

140 000 Р × 10% = 14 000 Р.

  • с зарплаты в части 12 130 Р — 22%, то есть 2668,6 Р;
  • с зарплаты в части, превышающей 12 130 Р, — 10%.

Компании и ИП, которые пострадали от коронавирусной инфекции, могут вообще не платить страховые взносы за работников за три месяца: апрель, май и июнь 2020 года.

Например, адвокат Александр за год заработал 1 500 000 Р. Он должен заплатить:

32 448 Р + (1 500 000 Р − 300 000 Р) × 1% = 44 448 Р.

Перед пенсионным фондом отчитываются работодатели — те, кто платит взносы за работников или исполнителей.

Предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой и платит взносы только за себя, документы сдавать не нужно.

СЗВ-М страхователи сдают ежемесячно до 15 числа. В этом отчете пишут ФИО и СНИЛС застрахованных лиц.

СЗВ-ТД подают только на людей, с которыми заключены трудовые договоры. Если договор гражданско-правовой или авторский, можно не отчитываться.

СЗВ-стаж и опись передаваемых сведений по форме ОДВ-1 отправляют раз в год до 1 марта года, следующего за отчетным. В этом отчете указывают общую сумму уплаченных пенсионных взносов и период работы застрахованного лица.

Отчеты отправляют электронно — если у страхователя трудится больше 25 человек, включая тех, кто работает по гражданско-правовым договорам. Если численность сотрудников меньше, можно отправлять бумажные или электронные отчеты — по выбору.

  1. Пенсионный фонд не орган государственной власти, но действует по указанию государства и отчитывается перед ним.
  2. У ПФР самостоятельный бюджет, который не входит ни в федеральный, ни в региональный, ни в местный бюджеты. Изымать из него деньги никто не может.
  3. Пенсионный фонд назначает и выплачивает пенсию строго в порядке, установленном законом. Сам ПФР ничего не определяет.
  4. Страховые взносы сейчас платят в налоговую, но часть отчетности за работников нужно сдавать в пенсионный фонд.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *